«Профессор» Реми А. Пресас и Модерн Арнис

Ремеджио «Реми» Амадор Пресас, основоположник системы Модерн Арнис, родился 19 декабря 1936 г. в маленькой деревушке Хинигаран, Западный Негрос, на Филиппинах. Реми начал изучать боевые искусства в возрасте шести лет у своего деда Леона Пресаса и у своего отца, Хозе Пресаса. Семейный стиль Пресасов назывался тогда Бастон, позднее он получил название Арнис де Мано, стиль Пресасов. Несмотря на противодействие родных, в 14 лет он покидает свой родной город. Пресас путешествует по стране, изучая различные стили и методы боя. Наиболее полное обучение он прошел под руководством Родольфо Монкала, Тимотео Марранга (учителя Монкала)  и Грандмастера Венансио Бэкона (учителя Марранга) в городе Себу. Под их руководством Реми  изучал стиль Балинтавак. Школа Балинтавак  в то время конкурировала со школой Досе Парос. «На Филиппинах», – говорил Пресас, – «Если кто-нибудь узнает, что вы –  хороший боец Арнис, вам непременно бросят вызов на поединок, где бы это ни случилось. Меня тоже так вызывали. Мы сражались на улице, в парке – в любом месте. Иногда случаются серьезные повреждения, но я ни разу не упустил случая… Я часто дрался, по-настоящему, а не в качестве спортивного состязания. Моя репутация была таковой, что если свяжешься со мной – без крови не обойтись. Скоро никто не стал драться со мной, и обо мне ходила дурная слава. Тогда я начал менять свои взгляды и решил изменить свой путь».

По совету Грандмастера Бэкона, Пресас покидает Себу и возвращается домой, чтобы создать свою собственную систему борьбы, которая бы специализировалась на самозащите. Он соединил между собой технику своих учителей, переосмыслил и творчески развил ее. Имея черные пояса в Сетокан Каратэ и Дзю-до, он учел также опыт других боевых систем мира –  Таиланда, Китая, Испании, Индонезии, Японии и Индии. Пресас добавил также некоторые аспекты Кали, Арнис де Мано, каратэ, дзю-дзютцу и думог в единую систему, названную Модерн Арнис.

В силу исторических условий, преподавание филиппинских боевых искусств никогда не носило открытый характер. К тому моменту, когда Реми Пресас основал свой стиль, Арнис был практически  на пороге забвения. «Раньше арнис был вымирающим искусством», – говорил Пресас – «Старые мастера верили, что палка священна. Это означало, что они всегда будут целиться в руку партнера, а не в палку. Большинство учеников сразу получали раны и немедленно теряли интерес к арнис. Я внес в этот пункт коррективы и ввел удары по палке вместо привычной практики. Затем я вывел основные принципы, общие для многих филиппинских искусств  и привнес единство в разрозненные до этого системы моей страны. Таким образом, мы все могли почувствовать единение».

Стиль обучения Пресаса и его система помогли сохранить традиции филиппинских боевых искусств. Он сформировал новые принципы и разработал технику, которая, полностью отражая сущность приемов классического Арнис, в то же время, упростила и модифицировала старый стиль. Его новый стиль основывался преимущественно на захватах палки противника после выполнения защиты и последующих болевых приемах или контролях. Так же Пресас внес изменения в методику преподавания (в частности, метод работы «палка-в-палку»), что позволило избегать травм на тренировках. У любого человека появилась возможность изучать Арнис без угрозы для здоровья. В то же время принцип «вырвать ядовитый зуб змеи» сохранился в Модерн Арнискак основа прикладного раздела.

Влияние других боевых искусств (в первую очередь японских) сказалось и на некоторых организационных моментах, например, на появлении единой униформы и введении системы рангов и цветных поясов.

На тот момент все эти нововведения были весьма прогрессивны и способствовали росту популярности национальных единоборств среди филиппинцев, а также распространению их в западных странах. Однако нельзя не отметить, что этим он заложил основу для превращения филиппинских боевых искусств из инструмента выживания в спорт и фитнесс.

Грандмастер Пресас открыл свой первый зал в местечке Баколод в 1950-х годах, где Арнис преподавался как искусство реального боя и система выживания. Позднее он начал преподавание в Университете Западного Негроса, а в 1969 г. переехал в Манилу. Открытое преподавание Арнис студентам университетов потребовало изменения методики и Модерн Арнис приобретает черты средства физического развития.  В это же время он создает Modern Arnis Federation of the Philippines у истоков которой стоял ряд учеников Реми Пресаса, такие известные мастера как Родел Дагук, Роланд Дантес, Джерри дела Круз, Винсенте Санчез, Рене Тонгсон, Кристино Васкез.

В 1970 г. со своим братом Эрнесто, он участвовал в презентации Филиппинских боевых искусств на историческом ЭКСПО-70 в Японии, а также на выступлении в Rizal Memorial Coliseum в 1974, когда демонстрацию Модерн Арнис посетил мастер Годзю-рю каратэ Гоген Ямагучи.

В 1975 году Пресас объехал весь мир с целью распространения Модерн Арнис, эта поездка была спонсирована Филиппинским правительством и оказала огромное влияние на развитие Арнис во всем мире. После этой поездки он получил в средствах массовой информации титул «Отец Модерн Арнис».

В том же году Грандмастер Пресас эмигрирует в США. Там он знакомится с рядом ведущих мастеров боевых искусств, в частности с Уолли Джеем и Джорджем Дилманом, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие Модерн Арнис, особенно его безоружного раздела.

В конце 1980-х и в 1990-х гг. Реми Пресас совершает множество поездок по США и Европе, проводя семинары и пропагандируя искусство Модерн Арнис.  В эти годы создаются такие организации как The International Modern Arnis Federation, The International Modern Arnis Federation Philippines и Deutschen Arnis Verband.

Помимо системы поясов и мастерских уровней (Лакан и Даянг), которые появились еще на Филиппинах, и традиционных званий Гуро и Панон Гуро, в эти годы Грандмастер Пресас ввел ряд новых званий. Во-первых, это был титул Дату, означавший лидера Модерн Арнис в той или иной стране. Эти звания были присвоены Шиширу Иноколла, Келли Вордену, Рику Джорнэлу, Дитеру Кнуттелю, Тиму Хартману и Дэвиду Хоффману. Во-вторых, было введено звание Мастер Тапи-Тапи, присвоенное Джеффу Деланей, Чаку Госсу, Джиму Ладису, Габи Ролоффу, Ренди Шеа, Кену Смиту и Брайану Завилински. Мастера Тапи-Тапи были призваны сохранять технику стиля.

В настоящее время можно говорить о нескольких «поколениях» учеников Грандмастера Пресаса, которых он учил в разные периоды своей жизни и своего понимания искусства Модерн Арнис. Во-первых, это его первые ученики на Филиппинах в период с 1957 по 1970 гг. Во-вторых, филиппинские ученики периода 1970 – 1975 гг. В-третьих, американские ученики периода 1970-х – 1980-х годов. И, в-четвертых, американские и европейские ученики периода с конца 1980-х и до смерти Грандмастера. Естественно, что часть учеников продолжала тренировки в разные периоды жизни Реми Пресаса и, соответственно, в разные периоды формирования Модерн Арнис.

После смерти Грандмастера Пресаса произошел раскол в едином ранее движении Модерн Арнис. Некоторые мастера создали свои организации, некоторые остались в тех, что были созданы при жизни Пресаса. В какой-то мере подобный процесс был закономерен, так как сам Грандмастер Пресас заложил в искусство Модерн Арнис принципы непрерывного развития и индивидуализации – «искусство должно стать вашим собственным».

Умер Грандмастер Реми А. Пресас 28 августа 2001 г. в Виктории, Канада. 23 сентября 2001 г. его тело перевозят в Баколод На Запдном Негросе, Филиппины и 25 сентября захоранивают на семейном кладбище в Хинигаране.

Даты жизни Грандмастера Реми А. Пресаса

19.12.1936 – Реми Амадор Пресас родился в Хинигаран, Западный Негрос, Филиппины
1941 – Первые тренировки в Арнис с дедом, Лионом Пресасом
1950 – Начало его поездок по Филиппинам, исследования ФБИ и поездки на Cebu, Panyay, Bohol и Leyte. Он тренируется в Балинтавак под руководством Ровольфо Монкала, Тимотео Маранга и создателя Балинтавак Венансио Бэкона
1957 – Возвращение в Хинигаран
1957 – Позднее ГМ Пресас объявит этот год, как год создания Модерн Арнис, хотя в то время это название еще не употреблялось
1961 – Он начинает обучать Модерн Арнис в школе De La Salie в Баколод
1964 – ГМ Реми Пресас вручает первые черные пояса Модерн Арнис Руди и Бибинг Лисондра
1965 – ГМ Пресас открывает первую школу Арнис в Баколод. Он начинает преподавать Арнис в UNOR (University of Negros Occidental)
1968 – ГМ Реми Пресас вводит униформу Модерн Арнис – красные штаны, белая футболка
1969 – Он переезжает в Манилу
1970 – В Маниле официально зарегистрирована Федерация Модерн Арнис Филиппин (Modern Arnis Federation of Philippines – MAFP). ГМ Пресас открывает свой клуб в Маниле
1970 – Первая презентация Модерн Арнис за пределами Филиппин. ГМ Пресас со своим братом Эрнесто, Сальвадором Авенданио и Джиллермо Ленгсоном приглашены в Японию (в полицейскую академию Итаго) для демонстрации Модерн Арнис
1971 – ГМ Пресас начинает преподавание Арнис в San Beda College, а позднее и в других университетах Манилы
1973 – Он ставит боевые сцены в фильме «Pacific Connection»
1973 – Он получает «All Filipino Sports Award» от президента Маркоса
1974 – ГМ Пресас публикует первую книгу по Модерн Арнис
1975 – Он, вместе с Сальвадором Авенданио, представляет Филиппины и Модерн Арнис на чемпионате боевых искусств ASEAN в Малайзии
1975 – ГМ Реми Пресас эмигрирует в США
1976 – Демонстрация в Медисон Сквер Гарден
1977 – Начало семинаров по Модерн Арнис в США, распространение Модарн Арнис в Америке
1982 – ГМ Пресас объявлен инструктором года Зала Славы журнала «Black Belt»
1988 – Визит на Филиппины
1994 – ГМ Пресас объявлен экспертом по оружию года Зала Славы журнала «Black Belt»
1994 – Начало семинаров ГМ Пресаса в Германии
1996 – Очередной визит на Филиппины
1999 – Он вновь возвращается на Филиппины для создания IMAFP
2000 – Визит на Филиппины
2000 – У него обнаружена опухоль мозга
28.08.2001 – ГМ Реми Пресас умер в Виктории, Канада
23.09.2001 – Его тело перевозят в Хинигаран, Филиппины и захоранивают на семейном кладбище